С биткоин, перевалившим отметку в 11 000 долларов, и Coinbase, биткоин-обменник, имеющий больше счетов, чем брокерский Чарльз Шваб, некоторые превентивные утешения и советы для людей, которые теряют много денег во время крушений. Сначала утешение: даже если эти деньги превратятся в пыль, эти инвестиции помогут сделать мир лучше.

Это также относится к другим убыточным проектам, которые теряют инвесторов много денег и могут потерять больше в будущем: Tesla, Snap, Uber. Инвестиции в них могут никогда не окупиться — или могут окупиться только тем, кто обналичивает деньги в нужный момент, как счастливые инвесторы в схеме Понци. Но они платят за важные достижения человечества и за прогресс на всех рынках.
Обозреватель TechCrunch Джон Эванс пишет, что, если вы не являетесь инвестором в электромобильную компанию, цель Tesla, насколько вам известно, не обязательно зарабатывать деньги, а «пионерский флот интеллектуальных массовых электромобилей, а также инфраструктура для их поддержки и технология батареи, которая не ограничивается машинами ». Он проводит аналогию с канальным туннелем между США и Францией — катастрофа для своих частных инвесторов, но успех в качестве очень полезной части инфраструктуры. Миллиарды, вспаханные городами в олимпийские приготовления, также могут быть полезны таким образом: жилье и спортивные сооружения для жителей города не были бы построены иначе.

Это похоже на социалистический аргумент: кто заботится о том, чтобы куча толстых кошачьих инвесторов теряла немного своего огромного богатства, если проекты, которые они финансируют, полезны для общества? По сути, однако, работает рыночный, капиталистический механизм. Это конкурентоспособно и основано на концепции цикла шумихи, используемой Gartner Group, консалтинговой компанией и исследовательской компанией, для описания того, как перспективные технологии сначала вытесняются, а затем исходят из «пика завышенных ожиданий» через «прогиб разочарования» и «наклон просветления» к «плато производительности».

В случае Теслы уже не имеет значения, сможет ли Илон Маск выполнить свои многочисленные обещания. Даже если Tesla никогда не превратит свою Model 3 в продукт массового рынка, она уже сделала достаточно для того, чтобы побудить постоянных автопроизводителей заинтересоваться электромобилями. Если бы инвесторы не накормили печь Маска с наличными деньгами, General Motors, BMW, Nissan и другие компании не приложили бы усилий для создания электромобилей с прибылью. Даже если Тесла терпит неудачу, EV-программы этих компаний, вероятно, не будут, и это делает их лучшими инвестиционными целями, чем они были бы без толчка Tesla.
Конечно, биткоин может быть пузырем. Но, вызвав сенсационный рост в этом году стоимости электронного товара, который нельзя использовать гораздо больше, чем спекуляции, инвесторы из биткоинов повышают видимость технологии, стоящей за ней, заставляя больше людей работать.